Сколько стоит расторгнуть контракт по «Мистралям» |
16.05.2015 |
Франция направила российской стороне предложения по расторжению контракта на поставку вертолетоносцев типа «Мистраль». Как пишет«Коммерсантъ», ссылаясь на свои источники в сфере военно-технического сотрудничества, Париж готов вернуть 784,6 миллиона евро (эта сумма учтена в актах приемки работ), при этом для начала снять все ограничения на продажу военных кораблей третьим странам.
По данным источников, переданный Москве проект по расторжению контракта предусматривает, что французская DCNS, занимавшаяся строительством «Мистралей», не вернет деньги до тех пор, пока российское правительство не выдаст разрешения на продажу обоих кораблей «любой заинтересованной третьей стороне без каких-либо оговорок». В Москве с таким подходом категорически не согласны. Дело в том, что кормовые части «Мистралей» были построены на Балтийском заводе, сертификаты конечного пользователя на них находятся в Минобороны РФ, и, по словам источника издания, без одобрения российской стороны реэкспорт кораблей невозможен (это ранее подтверждал и вице-премьер Дмитрий Рогозин). Что же касается расходов и убытков, то помимо выданного аванса в размере 892,9 миллиона евро есть еще средства, потраченные на обучение 400 моряков (российский экипаж кораблей), строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и создание четырех опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К, спроектированных специально под «Мистрали». Всего расходы в связи с разрывом контракта в Москве оценивают в 1,163 миллиарда евро и не намерены выдавать никаких разрешений на реэкспорт до того, как деньги будут возвращены. «Вариант с возвратом суммы, указанной во французском предложении, нас категорически не устраивает, о чем вице-премьер Дмитрий Рогозин уже сообщил генеральному секретарю по обороне и национальной безопасности Франции Луи Готье, уполномоченному вести переговоры с их стороны. Они сейчас готовят свои аргументы», — отметил один из собеседников издания. Кроме того французская сторона предложила разделить поровну риски и расходы, связанные с демонтажем и возвратом российского оборудования, поставленного на «Мистрали» в ходе строительства. В Москве же хотят, чтобы демонтаж и вывоз оплатила DCNS, поскольку на расторжении контракта настояли французы. Еще одним камнем преткновения в переговорах стала причина разрыва соглашения на поставку. DCNS настаивает на том, что контракт расторгается по причине форс-мажора (по данным «Ъ», к форс-мажору в договоре отнесены, в частности, «ограничительные меры правительства Франции»). Однако в Минобороны РФ, по данным источников газеты, уверены, что сотрудничество по строительству кораблей было прекращено не по причине обстоятельств непреодолимой силы. По мнению этих источников, возникшую ситуацию можно урегулировать, опираясь на Гражданский кодекс Франции, согласно которому правительство России может воспользоваться правом обратной покупки. Французы в этом случае выкупают корабли по цене, выставленной Москвой без каких-либо обоснований ее правомочности. Чтобы объявить о форс-мажоре, Франция должна поторопиться: согласно контракту такая возможность у французов есть до 25 мая. Как заявил один из собеседников газеты, проекты документов, переданных Францией России, «сейчас изучаются в Белом доме, Минобороны РФ и во всех сопричастных к теме "Мистраль" ведомствах и организациях». Официальные лица, вовлеченные в переговоры по контракту, уже начали давать комментарии. Так, замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Панчук заявил, что результаты переговоров станут известны к июню. Накануне французский еженедельник Le Point предположил, что расторжение договора на поставку «Мистралей» обойдется французскому правительству в сумму от 2 до 5 миллиарда евро. «Вместо того чтобы принести судостроительной корпорации DCNS и ее подрядчикам 1,2 миллиарда евро, 890 миллионов из которых уже были выплачены, расторжение контракта на поставку "Мистралей" может обойтись Франции в сумму от 2 до 5 миллиардов евро», — отмечается в заметке. Кроме того, по словам неназванного чиновника из Минобороны Франции, если Москве и Парижу не удастся договориться о продаже кораблей третьим странам, стоимость демонтажа судов может достичь 15-20 миллионов евро за каждый. На чем базируются эти расчеты, неизвестно, однако статья тут же была подхвачена российским СМИ. По слухам, интерес к покупке военных кораблей проявляет, в частности, Китай. Об этом в конце прошлой недели сообщала газета Want China Times со ссылкой на издание Duowei News. По данным газеты, в микроблоге ВМС Народно-освободительной армии Китая была опубликована запись о том, что в скором времени в Шанхай прибудет группа французских боевых кораблей, состоящая из двух судов Dixmude, десантного корабля типа «Мистраль» и фрегата Acoint, относящегося к типу «Лафайет». По данным газеты, Китай может приобрести построенные для России «Мистрали», чтобы спроектировать собственный десантный корабль по их примеру. По словам бывшего главного инспектора ВМФ Франции Алена Кольдефи, среди потенциальных покупателей могут быть также Португалия, Нидерланды, Австралия или Аргентина — страны, которым необходимо «перемещать войска и в особенности размещать на кораблях командные центры». Контракт на поставку двух вертолетоносцев «Мистраль», получивших в России названия «Владивосток» и «Севастополь», был заключен между французской DCNS/STX и «Рособоронэкспортом» в 2011 году. В это время российским министром обороны был Анатолий Сердюков, запустивший программу перевооружения армии. Программа предусматривала закупку современной военной техники, в том числе зарубежного производства. Париж должен был передать первый «Мистраль» («Владивосток») еще в ноябре 2014 года. С «Севастополем» французы планировали расстаться во второй половине 2015 года. США изначально были настроены против сделки по «Мистралям». После начала военных действий на востоке Украины французская сторона поставила выполнение контракта в зависимость от урегулирования конфликта в Донбассе. Нестабильность в регионе, в которой ЕС и США обвиняют Кремль, привела к окончательному отказу Франции от контракта. Теперь предстоит договориться о том, во сколько обойдется расторжение договора Франции и России, и что делать с двумя вертолетоносцами. В начале мая в СМИ появились предположения, что корабли могут и вовсе затопить. На что вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Франция не сможет совершить никаких действий с кораблями, имеющими российские кормовые части, на которые у Минобороны сертификат конечного пользователя. Месяц назад президент Владимир Путин во время «Прямой линии» заявлял об отказе от неустоек в связи с непоставкой «Мистралей». «Я исхожу из того, что действующее руководство Франции, французы — люди порядочные и деньги нам вернут. Мы не намерены требовать каких-то там неустоек, штрафов запредельных, но надо, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возмещены», — отметил он. Путин заверил, что неисполнение французской стороной контракта не повлияет на российскую обороноспособность.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Разведка квартир в столичной метрополии – важный этап для тех, кто мечтает о собственном гнезде. На вторичном жилищном рынке представлены различные варианты жилья, от старых и уютных квартир до современных студий с панорамными видами. В условиях современного бизнеса, где конкуренция в интернете становится всё более острой, компании нуждаются в эффективных методах продвижения. Так, например, частное SEO от Site Ok и других подобных ресурсов может стать решением проблемы, ведь оно предполагает гибкий подход, который позволяет адаптировать стратегии под уникальные потребности конкретного бизнеса. Считается, что это приводит не только к достижению желаемых результатов, но и положительно влияет на их устойчивость. |