В Минэкономразвития придумали, как поощрить возвращение капитала из-за рубежа. Уже готовы поправки в Налоговый кодекс, они расширят возможность применения нулевой ставки по налогу на прибыль, рассказывает "Российская газета".
Сегодня убытки бюджета от офшорной практики составляют 1,5 триллиона рублей в год. Налоговые новации помогут эти убытки превратить в прибыль.
Одна из норм Налогового кодекса (НК) уже разрешает бизнесу не платить налог на прибыль от продажи акций в случае владения ими на протяжении пятилетнего срока. Другая статья НК разрешает нулевую ставку по этому же налогу, если компания получает дивиденды от своей иностранной "дочки". При этом доля участия в последней должна составлять не менее 50 процентов. Как рассказал "РГ" источник в Минэкономразвития, ведомство намерено расширить доступность таких налоговых "льгот": при продаже акций срок владения может быть сокращен до 2 лет, а в случае выплаты дивидендов иностранной "дочкой" доля участия российской компании в ней снижена до 20 процентов.
Идеей освобождения "холдинговых доходов" могут заинтересоваться сотни средних и крупных российских компаний. Промышленные, нефтяные и строительные группы, отмечает налоговый консультант Владимир Гидирим. Фактически это весь "костяк" нашей экономики, указывает собеседник "РГ". По его словам, новация особенно актуальна в контексте деофшоризации. "Если государство создает административные препятствия для формирования офшорных холдингов, оно должно одновременно стимулировать создание внутренних, иначе капитал все равно уйдет в тень", - размышляет Владимир Гидирим.
По его мнению, смысл модернизируемых норм НК - в поощрении притока внутреннего и иностранного капитала в Россию посредством формирования крупных индустриальных холдингов. Наличие таких компаний в стране означает финансирование местной инфраструктуры (юристы, аудиторы, финансисты, офисные помещения, высокие зарплаты управленческого звена). А также стимулирование банковской деятельности (холдинги берут кредиты за счет огромного "баланса") и рынка ценных бумаг (холдинги размещают акции и облигации). "Иными словами, введение освобождения на дивиденды и прирост капитала будет косвенно стимулировать экономический рост просто за счет присутствия крупного капитала в конкретной стране и связанных с ним экономических атрибутов", - объясняет эксперт.
"Вкупе с сокращением периода владения, полагаю, все это привлечет и тех "колеблющихся" инвесторов, которые не готовы рисковать большими средствами в долгосрочной перспективе, но могли бы инвестировать не столь значительные средства и на относительно небольшой срок", - комментирует налоговый эксперт Рустем Ахметшин. Новации также облегчат совершение сделок M&A (слияния и поглощения) в России, убежден налоговый консультант Рустам Вахитов. Сейчас же для этих целей российские компании регистрируются как иностранные и проводят сделки за границей. Эксперт также предлагает распространить налоговые освобождения и на доходы от продаж иностранных компаний, за исключением внесенных в черный список минфина.
Как пояснили в Минэкономразвития, предложения министерства будут оформлены в виде поправок ко второму чтению "антиофшорного" законопроекта Минфина. Напомним, в ведомстве Антона Силуанова предлагают обязать все российские организации и граждан сообщать в налоговые органы о факте владения хотя бы одним процентом акций иностранной компании. В категорию "иностранные" могут попасть компании, зарегистрированные в странах с низкими налогами (список так называемых "низконалоговых юрисдикций" появится позже). Однако, по мнению замминистра экономического развития Сергея Белякова, для того, чтобы подобные антиофшорные меры возымели действие, "помимо кнута нужны и пряники". По-видимому, предлагаемые минэкономразвития поправки в Налоговый кодекс и есть этот "пряник".
В Нидерландах дивиденды и прирост капитала освобождаются уже при доле участия более 5 процентов, а срок владения вообще не установлен. В Люксембурге правила немного сложнее, но доля владения составляет 10 процентов, срок владения - год.
И даже в таких "высоконалоговых" странах, как Германия и Франция, имеются аналогичные правила. В Германии действует требование о доле участия в 10 процентов, но не все дивиденды и прирост капитала освобождены от налога, а 95 процентов. Во Франции - 90 процентов.
|