Малым предприятиям будет проще получить заем |
10.09.2015 |
Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России подготовило проект указания "О критериях определения микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования". К таким организациям будут относиться МФО с определенной долей договоров микрозайма с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в общем количестве договоров, заключенных за календарный год. Предполагается, что общая доля предпринимательских микрозаймов должна составлять не менее 70%, пишет РГ.
О планах разделить микрофинансовый рынок на два типа компаний - те, которые выдают займы гражданам, и те, которые выдают займы бизнесу, - весной рассказал руководитель Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута. Для разных типов МФО будет разное регулирование, также разделение улучшит доступ бизнес-МФО к мерам государственной поддержки. Это, в свою очередь, должно привести к увеличению доли займов для субъектов МСБ. На сегодня предпринимательские займы составляют 45% в объеме совокупного портфеля микрофинансовых организаций. Перед рынком и регулятором стоит задача увеличить эту долю до 70%. Сейчас участники рынка работают над стандартом взаимодействия между кредитными организациями и МФО. Разработкой стандартов оценки банками финансового положения и кредитных рисков МФО занимаются СРО "МиР" и Ассоциация региональных банков России. Сегодня кредиты банков составляют менее половины от общего объема фондирования МФО. По данным СРО "МиР", по итогам первого полугодия кредиты банков и небанковских кредитных организаций составляли 45% от общего объема фондирования, привлеченного МФО - членам СРО, еще 45% пришлись на собственные средства учредителей МФО, остальные 10% средств были получены микрофинансовыми организациями от физических лиц - квалифицированных инвесторов. "Сегодня банки настороженно относятся к рынку МФО, - отметил Андрей Паранич, директор СРО "МиР". - У многих банков методики оценки бизнеса МФО не отработаны, поэтому кредиторы опасаются столкнуться с высокими рисками. Выработка единых подходов к оценке финансового состояния МФО позволит сделать рынок более понятным и прозрачным для кредиторов, что облегчит доступ МФО к банковскому фондированию и расширит возможности МСБ в части получения микрозаймов". Заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Надежда Карисалова обратила внимание, что те МФО, которые работают с бизнесом и выдают микрозаймы на предпринимательскую деятельность, имеют совершенно другие стандарты работы и иные кредитные риски. Соответственно, финансовый анализ заемщика основывается совершенно на иных принципах. "Выдачу микрозаймов предпринимателям вполне возможно привести к единому стандарту в рамках мер государственной поддержки, - отметила она. - Например, Московский областной фонд микрофинансирования выдает в год 100-150 микрозаймов. В период кризисных явлений в экономике с ужесточением процедур банковского сообщества по выдаче кредитов малому и среднему бизнесу это очень ощутимая поддержка, поскольку микрофинансовые фонды становятся фактически единственным источником финансирования бизнеса". Андрей Паранич подчеркнул, что банки и МФО кредитуют различных представителей сегмента МСБ. Банки не готовы кредитовать бизнес на этапе становления - в первый год существования компании, тогда как МФО делают это. Банки требуют от предпринимателей предоставления отчетности, которая не всегда ведется на малых предприятиях, тогда как МФО более индивидуально подходят к заемщикам и готовы оценивать финансовое состояние предприятия самостоятельно. Также, как правило, банки не заинтересованы в выдаче небольших кредитов в 200-500 тыс. рублей - они просто не рентабельны для банка. МФО работают с теми представителями малого бизнеса, которые еще не готовы к взаимодействию с банками, - начинающими предпринимателями, стартапами, небольшими семейными предприятиями и фермерскими хозяйствами. По словам Паранича, микрофинансирование МСБ имеет важную социальную функцию - помогает малому бизнесу на этапе становления. Тем более что в нынешней экономической ситуации "кредиторы ужесточили требования к к оценке финансового состояния заемщика", отмечает главный исполнительный директор микрофинансовой компании "Финотдел" Елена Фетисова. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Разведка квартир в столичной метрополии – важный этап для тех, кто мечтает о собственном гнезде. На вторичном жилищном рынке представлены различные варианты жилья, от старых и уютных квартир до современных студий с панорамными видами. В условиях современного бизнеса, где конкуренция в интернете становится всё более острой, компании нуждаются в эффективных методах продвижения. Так, например, частное SEO от Site Ok и других подобных ресурсов может стать решением проблемы, ведь оно предполагает гибкий подход, который позволяет адаптировать стратегии под уникальные потребности конкретного бизнеса. Считается, что это приводит не только к достижению желаемых результатов, но и положительно влияет на их устойчивость. |