На детях не экономят |
14.12.2015 |
Отрасль детских товаров, пожалуй, одна из самых защищенных в кризис: на детях не экономят. Впрочем, и в этом сегменте сокращается число импульсивных покупок, родители предпочитают более дешевые вещи, активно используются подержанные. Но, несмотря на это, эксперты позитивно оценивают перспективы рынка детских товаров, пишет РГ. По данным ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), в этом году на рынке наблюдается стагнация. Если в 2012-2013 гг. реализация продукции для детей демонстрировала годовой прирост в денежном выражении в 10-11%, то в 2014-м темп снизился до 4,7%. На этот год прогноз еще более сдержанный: прибавка в 1,6%. Аналитики считают, что к концу года объем покупок на каждого российского ребенка снизится на 8%. В будущем тенденция сохранится. - Спрос на детские товары, безусловно, отражает все наши проблемы, покупки стали более рациональными: за последний год обороты выросли в денежном выражении, но сократились в натуральном (штуках). В принципе сезонные продажи были выше наших пессимистичных прогнозов, но трудности есть, - говорит президент АИДТ Антонина Цицулина. От импорта, по данным ассоциации, сильно зависят текстильная промышленность, детская обувь хоть и производится из отечественной кожи, колодки и подошва чаще всего приобретается за рубежом. Деревянные игрушки и детская мебель выпускаются из российского сырья, а вот производство из ДСП зависит от стоимости присадок и клея. Есть проблемы и с материалами для детской посуды, бутылочек: сырье импортное и требования к его качеству - существенные. - Ослабление курса рубля и рост стоимости импорта спровоцировали значительный рост цен на рынке детских товаров, - говорит директор по исследованиям Synovate Comcon Юлия Быченко. - Тем не менее этот рынок остается самым защищенным, поскольку потребители рассматривают детские товары как приоритетную статью семейного бюджета. Имидж российских товаров в глазах потребителей в целом благоприятен. Они рассматриваются как культурно близкие, надежные и безопасные для детей, однако не всегда соответствующие современным тенденциям дизайна и технологий. На проблемы с дизайном указывают и продавцы: яркая кофточка с любимым мультперсонажем с китайской интернет-барахолки, пусть и на один сезон, все равно остается привлекательнее, чем качественная, но скучная вещь российского производства. - В кризис покупатель становится более избирательным, - продолжает Юлия Быченко. - Совершает гораздо меньше эмоциональных покупок и отдает предпочтение рациональному выбору. Сейчас среди родителей отмечается тенденция покупки вещей "на вырост". В гардеробах малышей стало чуть меньше нарядных платьев и костюмчиков. Но это не означает, что рынок перестал расти. На текущий момент в России насчитывается порядка 8,5 тысячи интернет-магазинов, работающих в сегменте Moms&Kids. При этом 60% оборота этого направления приходится всего на 50 площадок. Эксперты ожидают, что в 2015 году электронная коммерция в детском направлении вырастет на 25%, что не так уж и плохо, - считает директор департамента маркетинга и стратегии клуба распродаж Mamsy Евгения Чухнова. Ряд отечественных предприятий отрасли детских товаров в кризис даже демонстрирует уверенный рост. По данным АИДТ, неплохие позиции сейчас у стартаперов, работающих в сегменте развивающих игр и активно использующих отечественные инновации. Уверенную положительную динамику демонстрируют настольные игры, переживающие сейчас постсоветский ренессанс. - Отечественные производители уже научились не только предлагать интересные оригинальные игры, но и изготавливать их в России на очень высоком уровне качества. Отрасль взяла лучшее у западных компаний и освоила технологии, которые позволяют работать по международным стандартам. Поэтому при выборе настольной игры потребители почти не обращают внимания на то, кем и где издана игра, конкуренция идет скорее на уровне именно игровой составляющей. В то же время мы наблюдаем, как в некоторых сегментах этого рынка российские игры явно пользуются большим спросом, чем западные, - говорит Ольга Якимчук из издательства "Экивоки". А ее коллега из издательства "Stupid Casual - Cosmodrome Games" Михаил Пахомов уверен, что западный потребитель вскоре увидит конкурентоспособные российские игры, многие из которых имеют шансы стать мировыми хитами. Достаточно стабильна ситуация и на рынке детских книг. Логика простая: если книжка интересная, значит, покупать ее будут. А в отличие от родителей дети не склонны читать неиллюстрированные электронные версии. Кроме того, отказ от таких развлечений, как кинотеатр или поход в ресторан, неизменно приведет к тому, что потребитель останется дома и, вероятно, возьмется за книгу. - Мы видим, что средний чек родителей не изменился. Как и раньше, они готовы потратить на книги порядка 2-3 тысяч рублей в месяц. Просто теперь на эту сумму они могут купить не 7-8 книг, как раньше, а 4-6 при средней цене на книгу 500 рублей. Из-за этого растет конкуренция: родители выбирают только самое качественное и самое необходимое, - пояснила руководитель направления "МИФ.Детство" в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" Анастасия Кренева. В целом производители детских товаров и аналитики сохраняют оптимизм. - Сейчас еще рано делать прогнозы, начало 2016 года будет время "Ч" для детской индустрии. Региональные компании находятся в какой-то мере в более выгодных условиях, так как у них небольшая кредитная нагрузка. Усилилась борьба за потребителей, увеличились программы лояльности. Бизнес ищет свои модели участия в развитии социальной инфраструктуры детства, - заключила Антонина Цицулина. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Разведка квартир в столичной метрополии – важный этап для тех, кто мечтает о собственном гнезде. На вторичном жилищном рынке представлены различные варианты жилья, от старых и уютных квартир до современных студий с панорамными видами. В условиях современного бизнеса, где конкуренция в интернете становится всё более острой, компании нуждаются в эффективных методах продвижения. Так, например, частное SEO от Site Ok и других подобных ресурсов может стать решением проблемы, ведь оно предполагает гибкий подход, который позволяет адаптировать стратегии под уникальные потребности конкретного бизнеса. Считается, что это приводит не только к достижению желаемых результатов, но и положительно влияет на их устойчивость. |