Преимущества и проблемы новых гарантий для инвесторов |
Василий Робак, Polit.ru |
28.02.2019 |
В Минфине доработали законопроект о защите и поощрении капиталовложений, предполагающий всеобъемлющие гарантии инвесторам. Его представление правительству входит в перечень поручений Дмитрия Медведева, сформированных по итогам Российского инвестиционного форума в Сочи. В Кремле рассчитывают, что Госдума примет законопроект уже в весеннюю сессию. Минэкономразвития подготовило альтернативную норму поддержки инвесторов.
Поручение проработать проект федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» опубликовано на официальном сайте правительства. Срок исполнения — 28 февраля. Из 18 распоряжений главы Кабинета министров по итогам РИФ только несколько касались непосредственно инвестиций, основная их масса посвящена расширению и уточнению критериев бедности, улучшению системы выплат социальных пособий и мерам по увеличению доходов населения. Напомним, еще в августе в Министерстве финансов предложили поощрить инвестиции крупного бизнеса в госпроекты частичным возвратом налогов и заморозкой условий ведения бизнеса. Эта модель стала компромиссом после предложения помощника президента Андрея Белоусова изъять более 500 млрд руб. сверхдоходов за 2017 год у 14 металлургических и химических компаний. Его встретили протестами бизнес и ряд министерств, в итоге компаниям предложили добровольно вложиться в реализацию национальных проектов. Документ создавался ради соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), и отменяет большинство действующих профильных законов 1990-х годов. В частности, закон РСФСР 1991 года «Об инвестдеятельности», а также закон 1999 года «Об инвестдеятельности в РФ в форме капвложений» и закон «Об иностранных инвестициях». Связанные с СЗПК поправки вносятся в Налоговый и Бюджетный кодексы, Гражданский кодекс изменения не затрагивают. Кроме того, норма объединяет предложения РСПП в этой сфере и должен интегрировать инициативы Минэкономики, о которых сообщалось ранее. От предложений Минэкономики, исходя из которых распределение господдержки будет происходить на конкурсной основе, проект предлагает «безлимитный» режим, а конкурсы буду вводиться при высокой конкуренции инвесторов. В прошлой версии законопроекта было указано, что его действие будет распространяться на проекты с общим бюджетом от 10 млрд рублей, собственные инвестиции бизнеса при этом должны были находиться на уровне 3 млрд рублей. После консультаций с РСПП авторы документа снизили порог вхождения: 1 млрд рублей собственных вложений при общем объеме проекта в 3 млрд рублей. Из новой версии законопроекта исчезло положение, что инвесторы имеют право привлекать для финансирования проекта негосударственные пенсионные фонды. Другие ключевые элементы законопроекта оставили без изменений. Приоритет в разрешении споров отдается переговорам, а судебное разбирательство можно инициировать только спустя полгода переговоров. Появилась возможность решать споры в третейском суде по регламенту ООН в сфере международной торговли ЮНСИТРАЛ. По факту, новый «инвестиционный кодекс» охватывает целый ряд проблем: и темы «списка Белоусова», и инициативы последних лет об инфраструктурных инвестициях, и идеи проектного финансирования ВЭБ.РФ и «частную» область национальных проектов. Заключение СЗПК недоступно для ряда отраслей: нефтегазовой, табачной и алкогольной, а также торговли, финансовой, страховой, банковской деятельности и игорного бизнеса. Как поясняют в Минфине, у режима СЗПК два «уровня»: «базовый» и «индивидуальный». На первом уровне соглашения как минимум в ближайшие три года фактически будут заключаться в заявительном порядке. Во втором случае прописываются виды стабилизационных оговорок, вплоть до введения санкций, изменения тарифов госмонополий и их инвестпрограмм, мер эпидемиологического характера и т.д. Кроме того, при «индивидуальных» СЗПК допускаются госинвестиции в инфраструктуру средств будущих налоговых поступлений проекта. Учёт вложений будет вести Минфин, опираясь на данные налоговиков. Эксперты отмечают три системные проблемы документа. Во-первых, он явно ориентирован на существующие крупные компании из РСПП и их владельцев, в то время как иностранных инвесторов он приветствует скорее формально. Во-вторых, проект выделяет крупные инвестиции в РФ в отдельный вид деятельности, который можно отделить от рисков «обычного» бизнеса. Третья проблема — инвестпроекты обычно устроены сильно сложнее, чем предполагается СЗПК. В этом смысле, определения, данные в ГК, логичнее и яснее (в том числе судам), а при «индивидуальных» СЗПК высок риск коррупции. Но главное, что «инвесткодекс», по сути, выглядит признанием власти в неспособности обеспечить стандартный инвестиционный режим, привлекающий в экономику капвложения на желаемом уровне. Если его принятие не принесет результатов, станет окончательно ясно, что основная проблема с инвестициями в РФ не в законодательных нормах, налогах или отсутствии господдержки бизнеса. Документ должен быть принят Госдумой уже в марте, планируется, что он станет основным инструментом исполнения поручения Владимира Путина о росте инвестиций до 25% ВВП. Напомним, что в течение ближайших пяти-семи лет зарубежные инвесторы планируют вложить в экономику России не менее $40 млн. Заинтересованы в инвестициях в российскую экономику больше двух десятков компаний из Китая и Южной Кореи, а также суверенные фонды из Саудовской Аравии и Катара.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Разведка квартир в столичной метрополии – важный этап для тех, кто мечтает о собственном гнезде. На вторичном жилищном рынке представлены различные варианты жилья, от старых и уютных квартир до современных студий с панорамными видами. В условиях современного бизнеса, где конкуренция в интернете становится всё более острой, компании нуждаются в эффективных методах продвижения. Так, например, частное SEO от Site Ok и других подобных ресурсов может стать решением проблемы, ведь оно предполагает гибкий подход, который позволяет адаптировать стратегии под уникальные потребности конкретного бизнеса. Считается, что это приводит не только к достижению желаемых результатов, но и положительно влияет на их устойчивость. Микрофинансовые организации часто предлагают клиентам небольшие суммы кредитования на короткий срок. Одним из ключевых принципов работы таких организаций является минимизация бюрократических процедур, что нередко позволяет клиентам получить деньги быстро и без лишних формальностей. Важным аспектом является также индивидуальный подход к каждому клиенту и готовность идти на уступки в случае возникновения финансовых трудностей. Метки: |