Самые эффективные компании России |
23.11.2012 |
Сегодня, когда экстенсивный рост многих компаний заметно снизился (а иногда и полностью остановился), бизнесу пришлось сфокусироваться на собственной продуктивности. Чтобы оценить эффективность крупнейших российских компаний, мы вычислили их TP-index - выручку на одного сотрудника. Судя по этому показателю, кризис научил владельцев и управляющих понижать издержки и получать большие прибыли, используя меньшие трудовые ресурсы. Двадцать пять компаний из тридцати показали рост производительности за 2010-2011 годы. Тройка лидеров: Спортмастер – 89,4%, СУЭК – 67,1%, Уралхим – 57,9%. В среднем по этим 30-ти компаниям рост продуктивности составил 20,2%. Это довольно существенно. Отличные результаты у компаний сырьевого сектора – в угольной, нефтяной и горнорудной промышленности. У всех без исключения крупнейших компаний производительность выросла на несколько десятков процентов. Этот вывод развенчивает миф о том, что «сидящие на трубе» компании не способствуют прогрессу в менеджменте. Такая же картина в компаниях, занимающихся производством удобрений и лекарств, и в секторах сталепроката и электроэнергетики. Высоки показатели динамики продуктивности и в торговом секторе – оптовые компании, розничные сети различной специализации, автосалоны – все продемонстрировали внушительный рост TP-index. Заметен рост продуктивности и в медийном бизнесе, и в бизнесе информационных технологий, и в кондитерском производстве. Неровная картина в стане фармдистрибьюторов: у одной компании – рост, у другой – снижение. Сложнее удается наращивать продуктивность строителям и девелоперам. Похоже, слишком велико давление рыночной ситуации, сложившейся в отрасли. Немного снизилась эффективность у производителя автомобилей и оптового продавца компьютеров и комплектующих. Чтобы повысить продуктивность компаний, многие руководители внедряют новые технологии, оптимизируют бизнес-процессы и изменяют кадровую политику. Это касается и подбора, и оценки, и обучения сотрудников, а также исполнительской дисциплины. Кроме того, многие руководители пытаются мотивировать своих сотрудников на достижении бизнес-целей. Чтобы рассчитать динамику продуктивности крупнейших частных компаний России за 2010-2011 года, были использованы списки Forbes. В рейтинг вошли 30 компаний из 17-ти отраслей бизнеса. |