Торговые кульбиты кризиса |
02.09.2015 |
Макроэкономическая ситуация в стране повлияла на сферу торговли. Негативную тенденцию демонстрирует сегмент онлайн-продаж бытовой техники и электроники, который сократился по итогам первого полугодия почти до 73 млрд рублей. Подстраиваться под текущую экономическую ситуация приходится продавцам одежды и обуви. Ожидается, что они повысят цены на 20%.
Гендиректор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс считает, что цены на одежду и обувь будут вынуждены увеличить импортеры, которые не имеют в России своего производства, из-за нехватки средств на покупку новых коллекций. При этом они могут быть скорректированы и на остатки старых. Ожидается, что повышение придется на среднеценовой и более высокий сегмент, а масс-маркет изменение ценовой политики не коснется. В FCG считают, что такие крупные сети, как Mango или H&M переждут кризис — доля выручки в России у них составляет не более 3—5%. В аналитической справке Fashion Consulting Group отмечается, что рынок одежды и обуви, действительно, меняется на глазах. Так, к концу года ожидается спад до 20%. «Продолжается отток покупателей среднего класса в более экономичные ценовые сегменты. За счет этого в относительных показателях ожидается рост доли бюджетного сегмента до 9%», — считает гендиректор FCG. В Finn Flare уже сейчас подтверждают, что цены на осеннюю коллекцию выросли на 15%. Причина — девальвация рубля в прошлом месяце. Гендиректор компании Ксения Рясова, поясняет, что снизить качество продукции представители среднеценового сегмента в отличии от масс-маркета не могут. Подобное привело бы к оттоку покупателей. По словам Рясовой, Finn Flare удалось удержать выручку из-за скидок от поставщиков и ТЦ, а также благодаря новым покупателям, которые «перетекли» из премиальных магазинов. Гендиректор Finn Flare полагает, что ситуация в среднеценовом сегменте сглаживается за счет снижения конкуренции — с российского рынка ушли многие зарубежные компании. Как пишут «Ведомости», уже закрыты некоторые неэффективные магазины Desigual, свою работу прекращают магазины American Eagle Outfitters. В прошлом году с рынка ушли River Island, New Look и Esprit. Повысят цены на новую коллекцию и в Tom Tailor. При этом в компании отказались называть конкретные цифры. В Tom Tailor отметили, что многие компании не корректируют ценовую политику, чтобы не упала выручка. По данным FCG, девальвация рубля не затронула онлайн-продажи одежды, обуви и низкоценовой сегмент. К примеру, крупнейший ритейлер Lamoda за полгода фактически удвоил выручку. Совсем иная ситуация сложилась с онлайн-продажами бытовой техники и электроники. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем онлайн-продаж в первом полугодии по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом снизился на 2,4% и составил 72,9 млрд рублей. При этом подобное падение в сегменте отмечается в первый раз. Самый большой спад был зафиксирован в продажах потребительской электроники (15,7%) и фотоаппаратуры (31,9%). При этом реализация телефонов и смартфонов, составляющих пятую часть сегмента, выросла на 23,6%. Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов пояснил, что причиной спада в первом полугодии стала тяжелая макроэкономическая ситуация, которая привела к росту цен и снижения покупательской способности. По данным АКИТ, онлайн-продажи выросли лишь в центральной части России и на Дальнем Востоке. Подобную тенденцию в ассоциации сохранением спроса. В АКИТ поясняют, что в других регионах России произошло более сильное падение покупательской способности. Кроме того, на Дальнем Востоке и в Сибири растет число интернет-пользователей, что также отражается на онлайн-торговле. По прогнозам, по итогам года реализация через интернет бытовой техники и электроники могут остаться на прошлогоднем уровне. При этом не исключается, что первоначальная ситуация со снижением изменится за счет новогодних продаж. Стоит отметить, что, согласно июньскому прогнозу исследовательской компании GfK, реализация техники в этом году упадет в денежном выражении на 22%. Тогда в компании отмечали, что значимые признаки восстановления на рынке будут заметны в начале 2016 года. Экономист и президент Гильдии маркетологов Игорь Березин называл прогноз по падению продаж в денежном выражении оптимистичным. Кроме того, он связывал проседание с «сжиманием» потребительского кредитования. По некоторым данным, в первом квартале портфель банковских розничных кредитов стал меньше на 6,52%. Кроме того, Березин объяснял ситуацию потребительским «психозом» в конце прошлого года, когда россияне пытались конвертировать сбережения через покупки. По его мнению, в результате этого в 2015 году с рынка ушли около 10% покупателей, которые были озабочены тем, как избавиться от накупленного. «Все пытаются найти способ справиться с ситуацией и найти баланс, который помог бы сохранить долю на рынке и загрузить существующие мощности. Цены снижают почти все производители, пытаясь компенсировать потери начала года», — отмечал гендиректор Candy CIS Антон Харин. Макроэкономическая ситуация влияет и на авторынок. Так, ранее сообщалось о том, что с 1 сентября из-за девальвации рубля цены вырастут у концернов Suzuki, Ford, Citroen и Peugeot. О корректировке ценовой политики на большинство моделей Lada, продажи которых в июле упали на 25%, сообщали и в «АвтоВАЗе». Кроме того, некоторые производители зафиксировали убытки из-за падения российской национальной валюты. Так, Volkswagen и Kia Motors признали потери в 1,7 млрд рублей и 7,2 млрд рублей. При этом за год продажи этих производителей упали на 10%. На прошлой неделе сообщалось, что импортеры алкоголя могут поднять цены до 25%. В качестве причины также называлась девальвация рубля. «В зависимости от того, поставляет импортер продукцию в сети напрямую или через дистрибуторов, повышение отпускных цен на 15% может означать, что в рознице их рост составит 20-30%» — отмечал директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Разведка квартир в столичной метрополии – важный этап для тех, кто мечтает о собственном гнезде. На вторичном жилищном рынке представлены различные варианты жилья, от старых и уютных квартир до современных студий с панорамными видами. В условиях современного бизнеса, где конкуренция в интернете становится всё более острой, компании нуждаются в эффективных методах продвижения. Так, например, частное SEO от Site Ok и других подобных ресурсов может стать решением проблемы, ведь оно предполагает гибкий подход, который позволяет адаптировать стратегии под уникальные потребности конкретного бизнеса. Считается, что это приводит не только к достижению желаемых результатов, но и положительно влияет на их устойчивость. |