Массовый выпуск национальной карты начнется в 2016 году |
03.06.2015 |
Национальная система платежных карт (НСПК) будет выпускать свои карты под брендом "Мир". На церемонии награждения победителя конкурса на название и логотип бренда (им стала Елена Сосновская из Удмуртии) зампред ЦБ Ольга Скоробогатова рассказала, что массовый выпуск карты начнется в 2016 году. Тогда же будут запущены и кобейджинговые проекты с несколькими платежными системами, в частности, MasterCard и JCB. НСПК планирует работать со странами Евразийского экономического союза, а также со странами БРИКС, пишет РГ. Гендиректор НСПК Владимир Комлев рассказал, что около десятка банков уже заявили о желании выпускать карты "Мир", среди них Московский индустриальный банк, МДМ-Банк, РНКБ, Связь-Банк, "Россия". Прототип платежного приложения для национальной карты сейчас проходит тестирование с поставщиками чипов и пластика. "Сейчас мы ведем переговоры с рядом банков, подтвердившим свою заинтересованность в эмиссии первых карт национальной платежной системы, которые будут выпускаться под брендом "Мир", - рассказали "РГ" в пресс-службе НСПК. - Нам бы хотелось, чтобы до конца 2018 года мы превратились в систему, которая в объемах платежей займет значимую долю российского рынка". В ближайшее время НСПК, по словам Комлева, планирует выйти на операционную окупаемость. Он отметил, что общество, являющееся 100-процентой "дочкой" ЦБ, получило уставный капитал в размере 4,3 млрд руб. "Эта сумма была получена нами с некоторым запасом, и стоимость создания НСПК ниже, чем эта сумма. Мы в ближайшее время планируем выйти на операционную окупаемость за счет тех договоров, которые у нас подписаны", - сказал он. В конце мая Visa полностью перевела транзакции по своим картам в НСПК. В установленный законодательством срок (до 1 апреля) уложилась только MasterCard. Остальные международные платежные системы должны были направить в ЦБ обеспечительный взнос, размер которого зависит от объема произведенных транзакций. Несмотря на это, сроки, в которые удалось создать НСПК и наладить ее работу, участники рынка, регулятор и эксперты признали рекордными. "Действительно, нам удалось в сжатые сроки создать необходимую инфраструктуру для перевода внутрироссийских транзакций по картам международных платежных систем в процессинговый и клиринговый центр НСПК, настроить все операционные процессы и обеспечить взаимодействие со всеми участниками рынка, - отметили в НСПК. - Мы понимали, что в таком сложном проекте могут возникать шероховатости и некоторые трудности, и постарались максимально просчитать потенциальные риски и предусмотреть инструменты защиты от них. Первые месяцы функционирования системы показали, что система построена архитектурно правильно, программное обеспечение работает корректно, обеспечивая все заложенные параметры по производительности и функциональности". Тем не менее первый сбой НСПК произошел спустя месяц после начала ее работы - в ночь на 29 апреля система не работала около пяти часов, проведение транзакций по картам Visa и MasterCard было затруднено. Тогда в НСПК отмечали, что архитектура системы работала штатно, проблема была быстро устранена и реализованы меры, чтобы исключить подобные сбои в будущем. "НСПК одновременно является и гарантом безопасности платежных операций внутри России, и центробежной силой сегмента безналичных расчетов, в том числе - розничных, - отметила генеральный директор PayU Россия Полина Добриян. - И, конечно, поскольку именно через НСПК регулятор устанавливает правила игры на рынке, появление национальной платежной системы и карты НСПК может стать драйвером развития культуры безналичных платежей". При этом, по мнению эксперта, меры стимулирования не должны носить принудительный характер (как, например, в Белоруссии, где "Белкарту" обязали принимать все торгово-сервисные предприятия). "Можно обязать каждую торговую точку принимать платежную карту НСПК, но приведет ли это к нужному эффекту? - сомневается Добриян. - Сервисные предприятия должны быть заинтересованы в установке платежных терминалов, и этот интерес можно усилить чисто рыночными способами. Сейчас многие точки жалуются на высокие комиссии банков-эквайеров, которые делают использование платежных терминалов невыгодным для продавцов товаров и услуг". По мнению эксперта, НСПК как национальная система могла бы, к примеру, предложить банкам-эквайерам льготные комиссии со своей стороны: в этом случае сами банки смогут предложить более доступные тарифы для торговых точек.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |