Банковские распри – такое дело, что уж не до хорошего. Если что-то пошло не так, хорошо бы сохранить штаны – это всякий молодой бизнесмен знает. Однако же президент Ангарской городской коллегии адвокатов Вячеслав Иванец поделился с ИТГ личным опытом о том, как банк может проиграть и сам стать должником.
Банки зачастую ведут себя по отношению к клиентам совершенно по-свински. Пользуясь своими преимуществами, навязывают "конские" проценты, взимают пени на штрафы и штрафы за неуплату пеней, пишут договоры мелким шрифтом... Доказать банку свою правоту зачастую дьявольски сложно. Например, если ваша кредитная карта попала в чужие руки, доказать, что платежи ею делал кто-то другой, почти невозможно.
Однако верно подобранный юридический инструментарий и правильный подход к делу может решить даже такую проблему. В моей практике был следующий случай: ангарский предприниматель Н. получил у одного из банков карту Visa с большим кредитным лимитом. Услугами банка он пользовался: деньги понемногу снимал, для восполнения кассовых разрывов, потом возвращал на карту.
Но неожиданно банк предъявил ему претензию о взыскании задолженности, процентов и пени. Из них следовало, что клиент банка снял со своей карточки без малого миллион рублей и обратно в установленный договором срок не положил. В суд банк предоставил чек банковского терминала, якобы подтверждающий снятие этой суммы, и расходный кассовый ордер о ее получении. Однако паспортные данные на этих документах принадлежали неизвестно кому. Тем не менее банк заявил, что долг не погашен и заемщик обязан вернуть снятую сумму, а также проценты и пени.
Делом занялись опытные юристы. Была проведена экспертиза, подтвердившая, что подпись в расходном кассовом ордере о списании злополучной суммы предпринимателю Н. не принадлежит. Иными словами, суд получил доказательство, что предприниматель в данной операции не участвовал и денег не получал. Огромная сумма мнимой задолженности и нежелание банка разобраться с клиентом по человечески, в досудебном порядке, заставили предпринимателя подать собственный иск. Он попросил взыскать с банка не только сумму, полученную кем-то с его банковской карты, но и сумму комиссии, незаконно списанную с карты за якобы произведенное снятие наличных денег.
На основании таких доказательств Ангарский городской суд пришел к выводу, что исковые требования коммерческого банка к Юрию Александровичу о взыскании задолженности, процентов и пени удовлетворению не подлежат, так как списание денежных средств со счета клиента осуществляется банком на основании распоряжения клиента (статья 854 Гражданского кодекса РФ). А предприниматель Н. распоряжения на списание денежных средств никому не давал. Кроме того, по мнению суда, обязанность проверить личность и соответствие подписи на ордере лежит именно на работниках банка. В результате исковые требования предпринимателя к банку о возврате снятых с его карточки денег и комиссии за их снятие суд полностью удовлетворил. И, как ни парадоксально это прозвучит, банк превратился из займодавца - в должника.
Данное дело по-своему уникально и дает повод говорить: даже в самых запутанных ситуациях всегда есть выход. Главное – не сдаваться, быть уверенным в своей правоте и тогда можно наказать и самый беспринципный банк.
|