Триумф "налички": платежи по карте нынче не в моде |
Антон Петрунин, Polit.ru |
23.04.2019 |
В 2019 году доля безналичных платежей во всех сферах торговли снижается, уступая место наличным. Новая тенденция выявлена у малого и среднего бизнеса. Причин у смены тренда несколько: от роста НДС до борьбы Центробанка с нелегальными операциями по обналичиванию.
Смену курса по итогам первого квартала зафиксировала компания «Эвотор», производящая онлайн-кассы для малого и среднего бизнеса и занимающаяся около 20% кассового рынка. Совместное с Frank RG исследование основано на данных клиентов «Эвотора», но по нему можно судить о ситуации в целом, считают авторы. «Скорее всего, такую же динамику мы увидим на больших данных ЦБ», — предполагает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов. При этом он полагает, что тенденция не отмечает тренда к росту безналичных платежей и допускает, что их доля в дальнейшем вновь будет повышаться. По данным Центробанка безналичная оплата товаров и услуг в 2018 году продемонстрировала значительный рост — в 1,3 раза, до 21 трлн руб, а объем переводов с карты на карту в России в 2018 году впервые в истории превысил объем операций по снятию наличных. Граждане России по-прежнему предпочитали использовать банковские карты преимущественно при оплате товаров и услуг. Переводы с карты на карту стали второй по популярностью операцией и лидерами по объему. Также в прошедшем году сохранилась тенденция роста числа активных карт, с помощью которых была сделана хотя бы одна операция. Их количество увеличилось почти на 22 млн и составило более 180 млн карт. При этом доля таких карт в общем объеме эмиссии составила 66%. С учетом данных по крупным торговым сетям доля безналичных платежей в 2018-м достигла 56%, регулятор ожидает, что к концу 2019 года она может вырасти еще на 10 п.п. Но в феврале она стала снижаться, и к марту, наоборот, упала на 4 п.п., до 36%, говорится в исследовании. Максимальная доля в 40% была зафиксирована в декабре 2018 года, до этого уровня она выросла с 33% в мае предыдущего года. Рост оплаты наличными исследователи отметили в первую очередь в магазинах одежды (+4%), гостиницах (+4%), а также в клубах и секциях (+1%), в образовательной сфере (+16%), торговли строительными (+8%), автомобильными (6%) и промышленными (6%) товарами. В некоторых магазинах за оплату наличными даже стали предлагать скидки. У этого есть несколько причин, прежде всего изменения на рынке обналичивания. В марте финансисты стали жаловаться на «обнальный перебой», вместе с тем ЦБ отчитался о сокращении сомнительных операций. Но теневой оборот наличных все равно присутствует, докладывал тогда руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин президенту Владимиру Путину. И рынок меняется: теневая продажа наличных из банковского сектора начинает смещаться в другие секторы, в частности в торговый, рассказывал он, признавая это большой проблемой. Кроме того, магазинам, особенно небольшим, стало накладно платить налоги из-за выросшего до 20% НДС, а платежи по картам невыгодны из-за высоких комиссий за эквайринг, для малого бизнеса они могут быть даже выше среднего. Кроме того многие торговые предприятия могут переходить на нал во время наплыва клиентов, чтобы сформировать фонд для серых зарплат. Напомним, международная платежная система Visa начала тестировать в России системы снятия наличных с ее карт в кассах магазинов. Воспользоваться услугой можно при оплате не только картой, но и смартфоном. В дальнейшем этой системой смогут воспользоваться граждане по всей России. Сейчас система снятия наличных с карт Visa в кассах магазинов работает в США, Великобритании, Чехии, Словакии, Польше, Мексике и других странах.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Разведка квартир в столичной метрополии – важный этап для тех, кто мечтает о собственном гнезде. На вторичном жилищном рынке представлены различные варианты жилья, от старых и уютных квартир до современных студий с панорамными видами. В условиях современного бизнеса, где конкуренция в интернете становится всё более острой, компании нуждаются в эффективных методах продвижения. Так, например, частное SEO от Site Ok и других подобных ресурсов может стать решением проблемы, ведь оно предполагает гибкий подход, который позволяет адаптировать стратегии под уникальные потребности конкретного бизнеса. Считается, что это приводит не только к достижению желаемых результатов, но и положительно влияет на их устойчивость. Микрофинансовые организации часто предлагают клиентам небольшие суммы кредитования на короткий срок. Одним из ключевых принципов работы таких организаций является минимизация бюрократических процедур, что нередко позволяет клиентам получить деньги быстро и без лишних формальностей. Важным аспектом является также индивидуальный подход к каждому клиенту и готовность идти на уступки в случае возникновения финансовых трудностей. |